RSS

Ленинский Декрет о мире: прорыв в международных отношениях

15 Ноя

Декрету о мире, принятому II съездом Советов 8 ноября 1917 года, — 95 лет. Будучи одним из первых документов Советской власти, он решал фундаментальные задачи национальной и международной безопасности посредством согласования механизмов внутренней и внешней политики, придания им цивилизованного измерения.

ДЕКРЕТ продемонстрировал ответственность молодого социалистического государства за устойчивое и прогрессивное развитие миропорядка на принципах, ясных и понятных для общественного мнения, в том числе и зарубежных стран, справедливости, права и демократии. Им были заложены основы внешней политики Советской России, а также программа перестройки (без всякого преувеличения) системы международных отношений на базе мирного сосуществования, равноправия государств, права народов на самоопределение, открытой дипломатии, ответственности народов и правительств за безопасный мир, отказа от применения войны, вооружённой силы как средств решения существующих проблем.

Квинтэссенция подхода — концепция справедливого демократического мира, под которым понимался «немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций». Он должен формироваться на условиях универсальности участия всех без исключения заинтересованных стран, отмены тайной дипломатии, безусловного и немедленного отказа от содержания тайных договоров, утверждавших социальное неравенство и несправедливость. В этом же ключе — провозглашение вне закона колониальной системы, актов дискриминации государств по политическим, географическим и иным признакам. Документом были обозначены критерии легитимности международных договоров и институций, отмечена особая роль публичной (народной, общественной) и парламентской (речь шла о созыве «полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира») дипломатии.

Впервые в истории юридической и политологической мысли заявлено о существовании в качестве особого критерия демократического правосознания. Ему соответствовало, в частности, объявление «величайшим преступлением против человечества» продолжения войны из-за того, как «разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности». Обеспечивая интересы Советской России, решая конкретные задачи её выхода посредством процедуры перемирия, переговоров о мире из Первой мировой войны и создания антимилитаристских гарантий эволюции регионального (мирового) порядка, Декрет стимулировал не только двустороннюю, но и многостороннюю дипломатию. Он подчёркивал важность создания международных институтов в лице полноценных международных организаций и конференций, ответственных за сферу реальной безопасности и профилактику межгосударственных конфликтов.

Отвечая на запросы времени, ленинский Декрет о мире по своему содержанию и системе ценностей далеко вышел за пределы той исторической ситуации, тех условий, которые стимулировали его рождение. Перед нами документ, который определил философию, стратегию и практику развития миропорядка в течение XX века. Его содержательность, концептуальность и опыт применения актуальны и по сей день. Наверное, такова судьба всех гениальных идей, отражающих дух и глубинные тенденции эпохи.

Международное сообщество в тот период, даже в условиях блокады и непризнания молодой России, не могло не отреагировать на появление такого важнейшего для обеспечения мира и демократии акта. Один из примеров его воздействия — «четырнадцать пунктов», то есть условия мира, изложенные президентом США Вудро Вильсоном в послании Конгрессу в январе 1918 года. Влияние Декрета о мире на этот документ, имевший международные последствия, несомненно.

Приведём ещё один малоизвестный, но весьма примечательный факт. В 1917 году Норвегия выступила с инициативой присуждения Нобелевской премии мира В.И. Ленину с формулировкой «За торжество идей мира». Это был ответный шаг на изданный в Советской России Декрет о мире, дающий перспективу миролюбивого и конструктивного развития международных отношений, достижения истинного равноправия государств, наций и народов. И только по техническим причинам (пропущены сроки выдвижения к 1 февраля 1918 года) это справедливое по историческим меркам награждение не состоялось.

В течение девяноста пяти лет своего существования Декрет о мире повлиял на принятие и действие многих важных национальных и международных документов. К первой группе можно отнести такие акты, как Декларация прав народов России 1917 года, Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 года, Конституция СССР 1977 года, и многие другие внутригосударственные документы.

Не менее насыщенной, разнообразной и эффективно-прикладной стала сложившаяся практика международных отношений в период двадцатого — двадцать первого столетия под влиянием цивилизационных, гуманитарных, геополитических и технологических подходов, заложенных в Декрете о мире. Один только перечень документов, в которых эти подходы (международная безопасность, дипломатия, международное право, политическая культура, антиколониализм, разоружение, международные соглашения, ответственность государств и др.) отражены напрямую, составит несколько десятков названий. Среди них — Пакт Бриана-Келлога 1928 года (отказ от войны в качестве орудия национальной политики); Декларация четырёх государств (США, Великобритания, Советский Союз и Китай) по вопросу о всеобщей безопасности 1942 года; Декларация трёх держав (СССР, США и Великобритания) от 1 декабря 1943 года (Тегеранская конференция 1943 года); Устав Организации Объединённых Наций; Статут Международного суда ООН; Устав Организации американских государств; Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Заключительное коммюнике Бандунгской конференции 1955 года; Устав Организации африканского единства; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и другие.

Конечно, особую, системообразующую, роль в этом ряду играет Устав ООН, принятый в 1945 году. Отметим только несколько аспектов. Во-первых, в этом документе уже в Преамбуле закреплено место «народов» и «сообщества народов» в качестве субъектов миропорядка. Именно на эту функцию обращал внимание Декрет о мире. Закономерно и логично Устав начинается со слов: «Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большой свободе…»

Сравнительный анализ двух документов позволяет однозначно признать Декрет о мире в качестве одного из идеологических, политико-нормативных источников ооновского акта. Это впечатление усиливается, если мы проанализируем положения Устава, относящиеся к: целям и принципам (ст. 1, 2), Генеральной Ассамблее (ст. 11, 12), Совету Безопасности (ст. 24), мирному разрешению споров (гл. VI), действиям в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (гл.VII), региональным соглашениям (гл. VIII) и другим объектам регулирования.

Во-вторых, на базе Устава ООН сформирован целый ряд документов, создающих основу (организационную, нормативно-юридическую) для формирования международного пространства безопасности, урегулирования кризисов, международной ответственности государств за нарушения общепризнанных прав наций и народов. В их числе — известные Декларации:

— о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций — от 24 октября 1970 года;

— о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств — от 9 декабря 1981 года;

— об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения в международных отношениях — от 18 ноября 1987 года;

— о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности;

— о роли ООН в этой области — от 5 декабря 1988 года;

— о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности — от 9 декабря 1994 года.

В этот перечень включаются и другие документы, в частности определение агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года. Генетически они, вне всяких сомнений, скоординированы, пусть и косвенно, с положениями Декрета о мире 1917 года.

Если в будущем передовая мысль сформирует Свод памятников мировой политической культуры (в рамках ООН или ЮНЕСКО), то Декрет о мире займёт в нём выдающееся место наравне с другими документами, которые формировали цивилизованный и прогрессивный облик человечества на протяжении столетий.

Василий ЛИХАЧЁВ. Депутат Государственной думы, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических

Источник статьи

Реклама
 

Метки:

Обсуждение закрыто.