RSS

Россия на пороге ВТО. Некоторые итоги пребывания России в «джунглях капитализма» (окончание)

18 Ноя

5. Вывоз капитала из России: до и после полной либерализации.

Не следует считать, что до полной либерализации международного движения капитала, происшедшей в 2006 году, капитал не уходил из страны. В то время существовали хотя бы какие-то ограничения на вывоз капитала. Например, при покупке активов российскими компаниями наши экономические ведомства рассматривали заявку и в случае положительного заключения давали компании лицензию на вывоз капитала. Существовала процедура обязательной продажи валютной экспортной выручки центральному банку (на рубли). И т.д. Конечно, эти ограничения обходились экспортерами капитала, поэтому большая часть вывоза капитала осуществлялась в нелегальной форме.

По нашим расчетам, за семилетний период 1994-2000 гг. легальный экспорт капитала из РФ составил 81 млрд. долл. Плюс к этому нелегальный вывоз капитала за тот же период 155 млрд. долл. Всего из страны за 1994-2000 гг. ушло 236 млрд. долл.

Все это свидетельствовало о низкой эффективности валютного контроля со стороны государства. Его надо было укреплять. Но логика наших властей была иной и крайне лукавой: Видите, ограничения на международное движение капитала не дают необходимого эффекта, масштабы нелегального вывоза капитала превышают масштабы легального. Раз так, давайте вообще отменим эти ограничения. Рынок (в том числе международный рынок капитала) сам все отрегулирует.

Как же рынок «отрегулировал» международное движение капитала после либерализации 2006 года? В 1994-2000 гг. среднегодовой общий вывоз капитала равнялся 33,7 млрд. долл., а среднегодовой чистый отток капитала — 21,9 млрд. долл. В 2006 — 2011 гг. соответствующие показатели составили 271 и 187 млрд. долл. Таким образом, среднегодовой вывоз капитала после валютной либерализации увеличился в 8 раз, а среднегодовой чистый отток капитала — в 8,5 раза. Думаю, никаких комментариев к приведенным цифрам не требуется.

6. «Насос» под названием «иностранные инвестиции».

Оценка результатов участия России в «международном инвестиционном сотрудничестве» была бы неполной, если мы не учтем те трансграничные финансовые потоки, которые связаны с переводом доходов, получаемых от инвестиций. Логично предположить, что если Россия экспортирует капитала больше, чем импортирует, то она должна получать больше инвестиционных доходов из-за границы, чем отдавать их за границу. Обратимся вновь к официальной статистике Банка России .

Как видим, в реальной жизни все наоборот: доходы иностранных инвесторов в России за период 2006-2011 гг. оказались почти в два раза больше, чем доходы российских инвесторов за рубежом. Сальдо доходов от международной инвестиционной деятельности для России было отрицательным и составило 206 млрд. долл. О чем это свидетельствует?

Во-первых, о том, что российские экспортеры капитала не декларируют свои зарубежные доходы, уходя от российских налогов. Фактически все они превращаются в «серых», или «беглых» инвесторов.

Во-вторых, о том, что иностранные инвестиции в России все больше превращаются в «насос» по откачиванию финансовых ресурсов из России. В последние годы инвестиционные доходы иностранцев в России стали превышать поступления новых инвестиций из-за границы. Так, в 2011 году иностранные инвестиции в российскую экономику составили 86,5 млрд. долл., а доходы иностранных инвесторов — 89,2 млрд. долл.

Кстати, по оценкам бывшего директора НИИ статистики В. Симчеры, в «нулевые» годы на предприятия с участием иностранного капитала приходилось в среднем около 80% совокупной прибыли всех предприятии и организаций, действовавших на территории Российской Федерации. Т.е. иностранные инвестиции стали «насосом», который почти ничего не оставляет предприятиям с участием российского капитала. Не удивительно, что по данным того же В. Симчеры, фактически банкротами являются 40% российских компаний, что облегчает скупку их активов за копейки иностранными инвесторами. Сегодня иностранные инвесторы, обосновавшиеся на территории РФ и поддерживаемые дешевыми кредитами транснациональных банков, завершают процесс «тихого» (и не афишируемого российскими властями) захвата всех активов российской экономики.

При любой неблагоприятной ситуации приток иностранных инвестиций резко снижается, а вывод инвестиционных доходов из страны, наоборот, быстро нарастает. Так, в кризисном 2009 году в Россию пришло инвестиций всего 6,4 млрд. долл., а выведенные из страны доходы иностранных инвесторов составили 61,3 млрд. долл. Чистые потери составили 61,3 млрд. — 6,4 млрд. долл. = 54,9 млрд. долл. Иностранные инвестиции обескровливают российскую экономику!

7. Общие результаты участия России в «международном инвестиционном сотрудничестве», 2006-2011 гг.

Общие результаты международной инвестиционной деятельности для России как экспортера и импортера капитала складываются из двух основных составляющих:

а) сальдо трансграничного движения капитала (которое у России постоянно отрицательное и называется «чистой утечкой капитала»);

б) сальдо инвестиционных доходов (иностранных инвесторов в России и российских инвесторов за рубежом).

Общие результаты имеют отрицательные значения, т.е. для России участие в международной инвестиционной деятельности на протяжении всех шести лет создавало потери. Общие потери за период 2006-2011 гг. составили 783,4 млрд. долл.

В среднем за год получается величина потерь в размере около 130 млрд. долл. Как эти потери выглядят на фоне других показателей российской экономики? Они составляют в среднем около 10 процентов ВВП, рассчитанного по официальному валютному курсу рубля. В 2011 году потери страны составили по отношению к доходах федерального бюджета страны (рассчитанного по официальному курсу) около 45%. Потери впечатляющие.

Это расчеты, полученные на основе официальной статистики. А если принять во внимание неучтенный экспорт капитала и наши оценки реальной утечки капитала из страны, то общие потери России за период 2006-2011 гг. будут равны: 1.120 млрд. долл. + 206 млрд. долл. = 1.326 млрд. долл. Эти потери приближаются к величине годового валового внутреннего продукта России!

8. Утечка капитала из России: выводы.

1. Никакого «золотого правила» инвестирования, о котором в феврале с.г. говорил В.В. Путин, не существует. Судя по всему, это очередная «придумка» его советников и помощников, предназначенная для проведения среди местных аборигенов сеансов психотерапии и нейролингвистического программирования. Такие «сеансы» необходимы для того, чтобы окончательно и бесповоротно заманить Россию в «джунгли» мирового капитализма.

2. Официальные статистические данные, а также экспертные расчеты и оценки показывают, что после отмены ограничений на международное движение капитала Россия от указанной либерализации не получила никаких «дивидендов». Наоборот, имели место убытки «в особо крупных размерах». Правильнее это назвать грабежом. Главные участники и выгодополучатели этого грабежа — транснациональные банки и корпорации. Сообщниками и пособниками выступают наши компрадоры: олигархи и чиновники.

3. Сделанное В. Путиным заявление, что он против введения ограничений на вывоз капитала, означает, что грабеж страны будет продолжаться. Соответственно, рассчитывать на улучшение социально-экономического положения страны при такой политике не приходится. Данные Банка России за первые четыре месяца 2012 года показывают, что утечка капитала из страны составила 43 млрд. долл., что превышает утечку за первые четыре месяца предыдущего года. Банк России, министерство экономики, другие ведомства предсказывали резкое снижение утечки капитала в текущем году (до 20-25 млрд. долл.), а вице-премьер И. Шувалов даже заявил о том, что в России произойдет «бум» иностранных инвестиций. Все это напоминает обыкновенное шаманство, поскольку наши власти полностью утратили все рычаги управления экономическими процессами на территории Российской Федерации. А доступа к инсайдерской информации (планам мировой финансовой олигархии) у них нет.

4. Всем патриотическим силам России необходимо добиваться введения ограничений и запретов на свободное трансграничное движение капитала. Мировой и отечественный опыт в этой области очень богат. Для этих целей используются такие средства, как лицензирование сделок по вывозу капитала, количественные ограничения (квоты), налоги на вывоз капитала, разрешительный порядок открытия счетов резидентов за границей, обязательная продажа валютной выручки (всей или части) центральному банку, требования о полном или частичном реинвестировании доходов в принимающей стране и т.д. Рассмотрение методов и средств контроля над международным движением капитала выходит за рамки данной статьи.

9. Заключение. ВТО, мировая финансовая олигархия и «российская» элита.

С оценками и выводами данной статьи я обращаюсь, прежде всего, к простым гражданам. Мне иногда ставят в укор, что я почти никогда не апеллирую к нашей властной элите. Пробовал, пытался, добивался; реакция почти всегда была нулевой. В этой связи уместно привести интересное наблюдение, сделанное заместителем председателя Комитета по безопасности Государственной думы РФ Г. Гудковым: «Бжезинский, общаясь с нашими учеными по проблеме ПРО, сказал, что он не видит ни одного случая, в котором Россия могла бы прибегнуть к своему ядерному потенциалу, пока в американских банках лежит 500 млрд. долларов, принадлежащих российской элите. А потом добавил: вы еще разберитесь, чья это элита, ваша или уже наша. Эта элита никак не связывает свою судьбу с судьбой России. У них деньги уже там, дети уже там…». Почему-то в этой связи вспоминаются слова из Евангелия: Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21).

Поднятые в статье проблемы имеют непосредственное отношение к планам мировой финансовой олигархии «присоединить» Россию к ВТО.

Во-первых, капиталы российских олигархов и чиновников в западных банках объясняют многие «странности» и «нелогичности» в словах и поступках нашего руководства в связи с планами «присоединения» России к ВТО. Логика здесь полностью «отключается». К сожалению, циничные откровения Бжезинского идеально объясняют всю нечистоплотную возню вокруг ВТО.

Во-вторых, из статьи вытекает вывод о крайней актуальности введения в Российской Федерации ограничений и запретов на многие виды операций, связанных с трансграничными перемещениями капитала. В то же время возможности нашей страны регулировать и контролировать международные потоки капитала после вступления России в ВТО резко сузятся, а, скорее всего, полностью исчезнут (об этом я уже писал). Опыт экономически слаборазвитых стран, присоединившихся к ВТО, показывает, что они окончательно превращаются в «проходной двор» для всякого рода «иностранных инвесторов» (большая часть которых — откровенные спекулянты и мародеры).

В то же время страны «золотого миллиарда», которым принадлежит «контрольный пакет» в ВТО, никогда не отказывались полностью от регулирования и ограничений в сфере международного движения капитала (вспомним, сколько раз наши российские компании получали отказ от осуществления прямых инвестиций в западных странах со стороны их властей). Как говорили древние: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку» (Quod licet Jovi non licet bovi). Очевидно, что на Россию в составе ВТО Запад смотрит не как на «быка», а как на «дойную корову». http://sup.adfox.ru/7386/goLink?p1=bidqc&p2=v&p5=bidzu&pr=63903&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid5=Надеюсь, я сумел объяснить читателю, почему Россия превратилась в «дойную корову» Запада. «Присоединение» России к ВТО будет означать, что эта «дойная корова» накрепко будет привязана к Западу и никуда не убежит.

В.Ю. Катасонов, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, проф., д.э.н.

Источник статьи

 

Метки: , , , , ,

Обсуждение закрыто.