RSS

На руинах звездного града

30 Ноя

Кто не знает городок – славный Вышний Волочёк! Всякий, кто едет из Москвы в Санкт-Петербург или в обратном направлении, не минует этого старинного тверского селения. Правда, теперь Вышний Волочёк известен путешественникам-автомобилистам и большегрузным перевозчикам чудовищно длинной, многокилометровой пробкой при въезде в город. Миновать этот затор на федеральной трассе Москва – Петербург нельзя. И объехать невозможно – объездные вышневолоцкие дороги давно уже превратились в траншеи, состоящие из одних ям и рытвин наподобие лунных кратеров. Однако чтобы хоть как-то подправить имидж, город решил ответить на эти неприятные вызовы современности неожиданным амбициозным проектом.

Недавно в Вышнем Волочке появился царь-валенок. Предмет обуви изготовлен вручную из белого войлока, имеет высоту 2,25 метра, вес гиганта 52 килограмма. «Царь-валенок» смастерили рабочие валяльного цеха – одной из немногих ремесленных мануфактур с большой долей ручного труда, возникших после реформенного «урагана» 1990-х годов на обломках местной текстильной индустрии. Использовать царь-валенок по назначению, понятно, нельзя. Войлочный великан был задуман и произведен на белый свет исключительно ради пиара. Теперь организаторы затеи рассматривают возможность подачи заявки в Книгу рекордов Гиннесса с целью признания своего детища самым большим валенком в мире. Вместе с тем таким нехитрым образом царь-валенок поможет напомнить миру и о Вышнем Волочке, чахнущем городке Тверской области, поскольку других достижений за последние годы здесь не наблюдалось.
Конечно, прославиться в XXI веке царь-валенком дело нехитрое в силу его оригинальности. Это не ракеты изобретать и не молекулярные технологии разрабатывать, что, в общем, довольно тривиально и даже набило оскомину. К тому же лиха беда начало! Дальше могут идти князь-шаровары шириною в версту, богатырь-тулуп в сто саженей объемом, а также гигантские шапки-боярки, которыми можно закидать всех, кто станет упрекать Вышний Волочёк, будто он ни на что не способен.
Впрочем, можно сколь угодно долго, как говорят в народе, прикидываться валенками, притворяться непонимающими простачками, однако даже валенку понятно, что не всегда в Вышнем Волочке жили вот так – с катай-валяй на шалтай-болтай. В Вышнем Волочке, на торной, ныне непроезжей улице ликовал когда-то праздник.
Вышний Волочёк получил статус города еще в 1770 г. и основательно укрепил свои позиции на тракте меж двух российских столиц.
С постройкой Николаевской и Бологово-Рыбинской железных дорог значение Вышнего Волочка как транзитного пункта на водном пути упало, но множество дешевой рабочей силы привлекло в город крупных московских предпринимателей. Заложенные ими предприятия продолжали работать и динамично развиваться в советское время. Самыми значительными промышленными объектами города считались Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат, льнозавод, фабрики «Парижская коммуна», «Пролетарский авангард», «Пианино», Опытно-экспериментальный и Деревообрабатывающий заводы.
Наиболее значительным предприятием Вышневолоцкого района был тогда стекольный завод «Красный май» в одноименном поселке. Основанный еще в 1859 г. «Красный май» в советский период стал расширяться и в 1930-х гг. превратился в мощное индустриальное предприятие, производившее не только высочайшего качества и редкой красоты посуду, но и техническое стекло для нужд военно-морского флота и авиации, семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 1946 г. красномайцы с честью выполнили правительственный заказ – изготовили рубиновые стекла для кремлевских звезд. Однако всемирную известность «Красный май» получил благодаря непревзойденному мастерству изготовления особого качества сульфидного стекла, названного в профессиональной среде стеклоделов «русским чудом» за неисчерпаемое богатство цвета и способность менять колорит в зависимости от температуры и длительности обработки.
В нынешнее время слава Вышнего Волочка померкла, как нечищеное сульфидное стекло, то ли от изменившейся политической «температуры», то ли от длительной обработки в процессе бесконечных экономических реформ. Былое великолепие города представлено теперь только в местном краеведческом музее. Кроме находок доисторической пещерной эпохи, предметов быта царских и советских времен, современность отметилась здесь совсем небольшой, но зато оригинальной выставкой, загадочно именуемой биеннале.
В первом зальчике посетителям демонстрируют берущий за душу десятиминутный видеоролик о полном развале вышневолоцкой индустрии. Без единого слова, под торжественно-печальную музыку перед взором зрителей раскрывается панорама руин комбинатов, заводов и фабрик Вышнего Волочка, разоренных и разрушенных по историческим меркам почти в одночасье – за последние двадцать лет. Больше в городе промышленных гигантов нет – все в прахе.
В следующем зале посетителей ждет шокирующее, неожиданно контрастное зрелище: макеты ультрасовременных торгово-развлекательных комплексов, в облике которых не без труда угадываются контуры похеренных вышневолоцких предприятий. Это и есть «Биеннале» – проект московско-питерских архитекторов. Правда, грандиозные планы по превращению промышленных объектов в царство торговли и развлечений не основаны ни на экономическом расчете, ни на поддержке администрации Тверской области или федеральных властей. Это чисто архитектурная затея. Но модных прожектеров это не смущает. По их мнению, реконструкция деградирующего Вышнего Волочка – проект концептуальный. А значит, скорее всего, он останется только в качестве фантазии, такой же блистательной и яркой, как цветные стекла красномайского завода.
Стеклозавод «Красный май» скукожился и завалился на бок, останки его разбирают на металл. Еще работает заводской музей, куда и сгрудили «воспоминания о прошлом» – уникальные образцы изделий легендарного «Красного мая», позабытого и заброшенного. «От завода уже ничего не осталось, – вздыхает ныне живущий в Санкт-Петербурге красномаец Николай Дергачёв. – Поселок тоже страдает, нет дорог, нет даже клуба – как сгорел, так пустырь и остался. А главное – народ вымирает. Словом, «спасибо» нашему правительству…»
И все же крушение индустриальной славы российской провинции не выглядело бы так ужасающе, когда бы оно явилось результатом какой-то объективной причины, неумолимой исторической катастрофы. В гибели титанов могло быть даже величие, когда бы они не зачахли лишь для того, чтобы уступить место жалким карликам. Когда бы грандиозная эпоха не сменилась карикатурным безвременьем.
Никогда не звонивший Царь-колокол, никогда не стрелявшая Царь-пушка, Царь-танк, произведенный в 1915 г. бог знает зачем и тотчас снятый с производства по причине неспособности передвигаться… Похоже, у вышневолоцкого царь-валенка есть все шансы попасть не только в Книгу рекордов Гиннесса, в этот свод нелепости и абсурда, но и встать в один ряд с бесполезными «знаменитостями» отечественной истории. Если это произойдет, новым поколениям Вышнего Волочка, уже не знающим вкуса настоящих трудовых дерзаний, возможно, будет чем гордиться. Вот только трудно им будет объяснить, зачем их предки променяли кремлевские звезды на пусть и «царские», но валенки.

Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
С.-Петербург

Источник статьи

Реклама
 

Метки:

Обсуждение закрыто.