RSS

Очередная манипуляция на сайте ЦК КПРФ: Рыночная экономика социалистической ориентации. Репортаж в газете «Правда» о поездке журналистов КПРФ во Вьетнам

01 Фев

Борис Комоцкий, Виктор Трушков, Москва — Ханой — Хошимин — Москва

Главную формулу современного вьетнамского курса к социализму раскрывает член Политбюро, секретарь ЦК КПВ Динь Тхе Гуинь.

Для русского человека в образе Вьетнама всегда есть экзотика. Скоро здесь будут встречать свой Новый год. Мы видели, как на лёгких мотоциклах — скутерах — везли в больших глиняных кадушках с землёй мандариновые деревья. Именно они символизируют вступление нового года в свои права. А в садиках перед домиками, похожими на стоящие ребром спичечные коробки, будущие праздничные деревья стоят, увешанные плодами, словно новогодними шариками. Ханой — город субтропический. В центре столицы огромный парк. Его планировочное, социальное и эстетическое ядро — дворец, служивший многие десятилетия резиденцией генерал-губернатора Индокитая. Он привлекает великолепием и броской красотой. Теперь это музей. А когда прогнали французских колонизаторов, то здесь было решено создать резиденцию главы нового Вьетнама товарища Хо Ши Мина. Великий революционер согласился, что принимать ходоков из провинции и городской люд столицы во дворце, олицетворяющем более чем вековое колониальное владычество над народами Индокитая, будет правильно и справедливо. Но сам он жить во дворце решительно отказался.

В народной памяти

Президент Демократической Республики Вьетнам и Генеральный секретарь ЦК Партии трудящихся Вьетнама (ныне это Коммунистическая партия Вьетнама) выбрал себе под жильё домик из трёх крошечных комнат. Прежде в нём жил персонал, обслуживавший резиденцию генерал-губернатора Индокитая. Сейчас это тоже часть музейного комплекса. Музейщики убрали боковую стенку одноэтажного строения, и людям открылась обстановка кабинета, спальни и столовой. К ней очень подходит строгое слово «аскетизм».

Понятно, что прежнее президентское жильё в деревне (когда Ханой, как и другие города, захватили французы, руководство народного вьетнамского государства переехало в сельскую местность) было ещё более суровым. Впрочем, суровой была вся жизнь вождя вьетнамского народа.

В юности, окончив колледж, Нгуен Тат Тхань (настоящее имя Хо Ши Мина) работал учителем французского и вьетнамского языков. Но когда ему исполнился 21 год, он стал моряком. Ходил на судах помощником кока, матросом, грузчиком… В общем, рабочая косточка. В 1920 году участвовал в работе Туринского съезда, на котором была создана Французская коммунистическая партия. В 1924 году выступал на V конгрессе Коммунистического Интернационала с содокладом по колониальному вопросу. В 1929 году был заочно приговорён к смертной казни. В 1941 году вьетнамский коммунист возвращается на родину и вскоре возглавляет национально-освободительное движение в Индокитае, в первых рядах которого здесь всегда будут коммунисты.

После Августовской революции 1945 года была образована Демократическая Республика Вьетнам, председателем правительства, а затем и президентом которой избирается Хо Ши Мин. Но в страну вторгаются прежние колонизаторы. Начинается первая отечественная война вьетнамского народа. И вновь в авангарде коммунисты.

Под Сайгоном (ныне город Хошимин) до сих пор бережно сохраняют «тропу Хо Ши Мина», на которой партизанами (вручную!) были вырыты не только землянки, но и подземные тоннели, общая длина которых более 70 километров. Под землёй работали партизанские госпитали, оружейные мастерские, столовые, в которых главным, а то и единственным блюдом была маниока — тропический аналог нашей картошки. Этот подземный город славно послужил свободолюбивому народу и в годы второй отечественной войны, которую героической стране пришлось много лет вести против американских империалистов, вынужденных бежать из Вьетнама в апреле 1975 года.

Во время обеих отечественных войн в подземном партизанском городе регулярно проводились партийные собрания. Многие тысячи молодых бойцов стали здесь членами Партии трудящихся Вьетнама. Нам довелось слышать от двух разных людей — вьетнамца и русского — одинаковую оценку вьетнамских коммунистов: «Славная партия». А отношение к Хо Ши Мину и на севере, и на юге страны безоговорочно почтительное.

Хо Ши Мин был и остаётся символом советско-вьетнамской дружбы, преемниками которой стало нынешнее поколение граждан наших стран. Эта дружба постоянно подкреплялась не только словами солидарности (они выполняли роль мощного духовного оружия), но и серьёзной материальной поддержкой, воплотившейся в гидроузле, в нефтяных промыслах, в десятках других объектов. Мы были свидетелями, как народ почитает создателя вьетнамского государства, взявшего курс на социализм.

Наследники и хранители давней дружбы

В первый день пребывания во Вьетнаме состоялась наша беседа с одним из руководителей правящей партии страны — членом Политбюро, секретарём ЦК КПВ Динь Тхе Гуинем. Он отвечает в партии за пропагандистско-агитационную работу. С ним мы уже общались четыре месяца назад, когда он, будучи в Москве, посетил «Правду». Сейчас разговор касался главного курса, который выбран Вьетнамом на обозримую перспективу.

Впрочем, Динь Тхе Гуинь первым делом связал ниточку московской встречи с новой, которая теперь проходила в ЦК КПВ. Он отметил большое значение дружбы между народами Вьетнама и России, укрепления отношений между нашими партиями. «Мы знаем, — отметил секретарь ЦК КПВ, — что скоро состоится XV съезд вашей партии. ЦК КПВ с благодарностью принял приглашение на съезд, и наша делегация обязательно будет в нём участвовать. При этом мы высоко ценим исключительную роль ленинской «Правды», которую она играла и играет как в деятельности российских коммунистов, так и в международном коммунистическом движении. Мы помним о большой помощи, которую «Правда» многие годы оказывала центральному печатному органу ЦК Коммунистической партии Вьетнама — газете «Нян зан», особенно в первые годы после победы нашего народа над американскими империалистами. Высоко ценя вашу помощь, представители «Нян зан» участвовали в праздновании 100-летнего юбилея «Правды», который отмечался в прошлом году. Это был и наш праздник: мы помним о той солидарности, которую проявляла «Правда» во время отечественной войны нашего народа против иноземных захватчиков.

Мне довелось быть, — продолжил Динь Тхе Гуинь, — свидетелем искренних чувств советских людей, когда я сначала учился в Москве, а позже работал там специальным корреспондентом газеты «Нян зан». Коммунисты вашей страны были и остаются верными друзьями для всех коммунистов нашей страны, для всех вьетнамцев, которые видели и чувствовали эту поддержку и помощь, проявлявшуюся постоянно в конкретных делах».

Столь же искренним было и ответное слово: «Боевое братство двух наших народов — это не только минувшая история. В России многие люди с вниманием наблюдают за строительством социализма в вашей стране. С интересом относятся к тому пути, который ваш народ под руководством Коммунистической партии выбрал для социалистического строительства. В «Правду» приходит немало писем, в которых коммунисты России и все друзья Вьетнама, радуясь вашим успехам, высказывают горячее пожелание коммунистам и народу Вьетнама сохранять бдительность на выбранном ими пути к социализму. Они обращают внимание на горькие уроки нашей истории, когда стране была навязана реставрация капитализма. В целом же мы с интересом и удовлетворением смотрим на успехи, которых добивается ваш народ под руководством КПВ».

Диалог о главном

— В номере «Правды» за 18—21 января 2013 года опубликован отчёт с «круглого стола» двенадцати коммунистических партий, который проходил в декабре в Москве. На нём, в частности, было уделено большое внимание тем оценкам международного коммунистического движения, которые были высказаны представителем Коммунистической партии Вьетнама, что нашло отражение и в газетном отчёте. Представитель ЦК КПВ подчёркивал решающее значение выдвинутой вашей партией концепции рыночной экономики социалистической ориентации. Могли бы вы рассказать об основных позициях этой концепции и дать некоторую оценку результатам её воплощения в жизнь?

— Мы приступили к строительству социализма в бедной стране. Этим объясняется тот факт, что уровень производительности общественного труда рос медленно, что не могло нас удовлетворить, хотя мы стремились использовать богатый опыт других стран, строивших социализм. В его основе лежало централизованное планирование. Но сохранение не удовлетворявшего нас уровня экономического развития Вьетнама побудило КПВ поставить вопрос об обновлении курса строительства социализма. Требовалось прежде всего добиться повышения личной заинтересованности работников в результатах их труда, так как она оставалась явно недостаточной. Было решено использовать рыночные механизмы для развития экономики. Таким образом, к выработке новой концепции нас побудили объективные условия нашей страны.

В рынке мы стремимся использовать в первую очередь присущую ему конкуренцию и развивать те его плюсы, которые позволяют ускорить социалистичеcкое строительство. КПВ призывает совсем не к тому рынку, который является синонимом капитализма, при котором всё измеряется только величиной прибыли. Мы рассматриваем рынок в качестве не самоцели, а средства решения стоящих перед страной экономических задач. Поэтому в рамках концепции рыночной экономики социалистической ориентации наша партия уделяет очень серьёзное внимание повышению роли государства, которое призвано сглаживать негативные явления, создаваемые рынком.

Социалистическое строительство не может быть сориентировано только на повышение экономических показателей. Развивающаяся экономика должна служить обеспечению социальной справедливости. Поэтому основным принципом распределения общественного продукта, как и в любом строящем социализм обществе, является распределение по труду. Но рынок диктует необходимость учитывать также размер вложенного капитала и общий, интегральный экономический результат.

Мы понимаем сложность задачи, которую сегодня решает КПВ: обеспечить в условиях рыночной экономики гармоничность социального развития общества. Материальное богатство, как известно, совсем не гарантирует духовного богатства личности, и это противоречие очень характерно для капиталистического рынка. Поэтому Коммунистическая партия Вьетнама его не приемлет. Она, тесно связанная с народом, понимает, что такой рынок противоречил бы его потребностям. Народ заинтересован не в политических противостояниях, а в социалистической демократии, позволяющей ему отстаивать интересы, ради которых он вёл многолетнюю отечественную войну против иностранных захватчиков под руководством Хо Ши Мина. И мы уже сейчас приступаем к развитию такой демократии.

— На декабрьском «круглом столе» в Москве заместитель заведующего отделом ЦК КПВ Нгуен Тхе Ки ознакомил его участников с видением социализма, которое содержится в обновлённой XI съездом программе Коммунистической партии Вьетнама. В ней нет никаких указаний и даже намёков на наличие при социализме элементов рынка. Можно ли сделать вывод, что концепция рыночной экономики социалистической ориентации отражает задачи только переходного периода от капитализма к социализму, что её следует рассматривать лишь как инструмент строительства социализма, отражающий специфику Вьетнама?

— Безусловно. Мы сейчас находимся ещё не в социалистическом обществе, а только на стадии переходного периода к нему. Эта концепция имеет отношение только к переходному периоду от капитализма к социализму. Наша партия нигде не утверждает, что рынок должен быть составной чертой общества, в котором полностью реализованы социалистические принципы. Принятый в 2011 году XI съездом Коммунистической партии Вьетнама документ так и называется: «Политическая программа строительства страны в переходный период к социализму». Решать задачи строительства социалистического общества предстоит ещё в течение достаточно длительного периода. Мы не можем точно сказать, сколько времени будет продолжаться в нашей стране переходный период от капитализма к социализму. Мы понимаем, что он достаточно длительный, но не бесконечный. Внутри его также можно будет выделить конкретные этапы.

Но это совсем не означает, что в сегодняшнем Вьетнаме нет черт социализма. Однако они находятся в не совсем развитом состоянии, а рыночная экономика нам нужна для того, чтобы создать условия для раскрытия всех признаков, без которых не может быть социализма. Поэтому мы и в документах, и в повседневной жизни говорим, что сегодняшний Вьетнам находится на стадии переходного периода к социализму и наша концепция соответствует сегодняшним реалиям страны.

Партия поставила задачу: в условиях рыночной экономики социалистической ориентации учиться социализму. У нас есть уверенность, что уже к 2020 году СРВ станет страной промышленной, страной развитой экономики. А к середине XXI века Вьетнам будет соответствовать стандартам постиндустриальной экономики. Эта уверенность основана на анализе объективных процессов и огромном опыте нашего народа успешно решать стоящие перед ним задачи.

— Большой интерес среди коммунистов вызывает начатая по инициативе Политбюро и Генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга кампания критики и самокритики. Каковы её цели?

— Ленин подчёркивал, что при строительстве социализма коммунистов подстерегают определённые опасности. Первой из них он называл отступление от принципов социализма — оппортунизм. Вторая угроза — бюрократизм. Поэтому партийное строительство должно быть направлено на их предотвращение. Чтобы обеспечить неотступность от борьбы за воплощение в жизнь социалистических идеалов, нужны, во-первых, беззаветное служение всех коммунистов делу социалистического строительства, во-вторых, постоянная работа партии по искоренению бюрократизма в своей деятельности.

Проблема, однако, в том, чтобы найти действенный инструмент преодоления и недопущения бюрократизма, инструмент, который позволил бы вовлечь в эту работу всех членов партии и широкие массы беспартийных. Коммунисты смогут вести за собою беспартийных только тогда, когда те увидят в них достойный образец. Причём как в личном поведении, так и в непримиримости к недостаткам, которые их окружают.

Критика и самокритика позволяют коммунисту правильно увидеть себя, помогают ему стать чище и политически, и нравственно. Эта кампания призвана помочь оздоровлению партии и особенно её руководящего аппарата, глядя на который народ составляет представление об облике члена КПВ. Партия и правительство считают, что этим инструментом можно преодолеть большинство мешающих социалистическому строительству недостатков. Он способствует самоочищению партии, формированию в обществе высокой морали. Критика и самокритика — это оружие, призванное защитить партию от внутренних опасностей, которые ей могут угрожать в современных сложных условиях переходного периода к социализму. Но это не единственные инструменты, которыми располагает партия в борьбе с недостатками, мешающими общественному развитию. Не менее важную роль играет расширение внутрипартийной демократии. Демократия в партии тем успешнее развивается, чем крепче в ней дисциплина. Для выполнения уже принятых решений требуется железная дисциплина.

Вьетнамские коммунисты реализуют ленинские идеи о критике и самокритике в конкретных условиях нынешнего этапа общественного развития.

* * *

Эта беседа фактически задала тематику всего нашего последующего общения с вьетнамскими товарищами. Но об этом в следующих публикациях.

Источник статьи

============================================================================

P.S.: «Товарищи», жду ваших дальнейших публикаций с нетерпением, я знаю, вы ещё и не так можете сделать из кислого пресное. Хочу напомнить «товарищам» и внести ясность для молодежи, что в Республике Вьетнам был социализм на момент развала СССР, откуда там взялся капитализм с рыночной экономикой? И почему вьетнамцы снова начали строить социализм, а, самое главное, какой и под чьим руководством? Статья кривды в газете ЦК КПРФ «Правда» и на сайте ЦК КПРФ. Раньше, в 1980-х, при Горбачеве, начиналось явное внедрение рыночных элементов в социалистическую экономику, все мы помним, что это привело к развалу СССР переродившейся верхушкой партэлиты (в т. ч. на местах), то сейчас, если следовать мысли в данной статье, читателям газеты ЦК КПРФ «Правда» и сайта ЦК КПРФ преподносят это, с вьетнамскими ньюансами, как очередное достижение на пути строительства социализма!? НА КОГО РАБОТАЕТЕ, «ТОВАРИЩИ»?

P.P.S.: На момент развала СССР, 91 год — во Вьетнаме был уже капитализм с проститутками и частной собственностью и товарно-денежными отношениями, а началось это у них у же с 1985 года, когда умер их генсек — твердый хо ше миновец.

Реклама
 

Метки: , , , , ,

Обсуждение закрыто.