RSS

Отрицательная конкуренция — то, что вам не расскажут об рыночной экономике

28 Ноя


Со времен перестройки в общественном мнении активно формировался положительный образ конкуренции. Граждан убеждали, что конкуренция – это прекрасно. Частные фирмы конкурируют между собой за клиентов, поэтому улучшают качество товаров и услуг, внедряют новые технологии для снижения издержек и уменьшения брака. На рынке рабочей силы конкуренция тоже дает сплошные плюсы. Бездельников увольняют, а добросовестных работников премируют различными бонусами. За хорошими специалистами идет настоящая охота, и компании повышают зарплаты, чтобы сохранить или переманить к себе ценные кадры. Но и сотрудники конкурируют между собой за должности, поэтому повышают свою квалификацию и стараются хорошо работать. В политической системе конкуренция также дает чудесные результаты. Многопартийность заставляет правящую партию эффективно работать, иначе её не изберут на следующих выборах. В общем, в любой области от конкуренции сплошные плюсы. В Советском Союзе ее не было – поэтому и жили плохо.

Естественно в реальности всё оказалось иначе. Советским гражданам «забыли» рассказать про то, что конкуренция может быть не только положительной, но и отрицательной. Зачем улучшать качество товара, если можно в ущерб качеству снизить его цену, а разницу направить на рекламу? Можно и сохранить качество, но сделать товар недолговечным – чтобы почаще покупали. Советские холодильники, работающие по полвека, это же нонсенс для рынка. Зачем внедрять новые технологии, если выгоднее не автоматизировать труд, а вывести производство в страну с более дешевой рабочей силой? Зачем платить высокую зарплату местным специалистам, если приезжие готовы работать за меньшие деньги?

На самом деле у конкуренции не стоит задачи какое-то качество улучшить или кому-то зарплату повысить. Конкуренция в рыночной экономике – это метод захвата рынка. Причем любыми способами. Подкуп, убийства, саботаж, военное вторжение – это примеры конкуренции неэкономическими методами. Ценовой демпинг, налоговые «оптимизации», заниженные ставки по кредитам и даже картельные сговоры – примеры экономической. Достаточно проследить историю развития капитализма в мире, чтобы убедиться в этом. Но самое интересное, что конкуренция приводит к монополизации рынка, то есть, собственно говоря, к отсутствию конкуренции.

В сфере трудовых отношений так же имеет место отрицательная конкуренция. Работодатель вовсе не заинтересован в том, чтобы иметь незаменимых или особо ценных специалистов, которым нужно платить высокую зарплату. Наоборот, он заинтересован в том, чтобы сузить специализацию сотрудника до такой степени, чтобы его всегда можно было безболезненно уволить. Более того, капиталистам выгоден рост безработицы, ведь безработица повышает конкуренцию между наемными работниками за рабочее место. Will work for food – идеальный вариант для капиталиста.

Что касается общественно-политической стороны жизни, то лучшей иллюстрацией отрицательной конкуренции может служить недавняя история нашей страны. Люди, получившие отличное образование в СССР, придя к власти, начали это образование уничтожать, а также всячески заниматься оболваниванием собственного населения. И это вполне объяснимо, ведь в конкурентной борьбе важен не конкретный уровень каждого из участников, а их относительная разница. Понижение уровня конкурента означает автоматическое повышение вашего собственного. Поэтому деградация общества объективно выгодна современной российской элите. Такая вот конкуренция с собственным народом.
http://4531.livejournal.com/10627.html

==========================

Иллюзия выбора в рыночной экономике

Представим себе простейшую бытовую проблему: у вас сломалась крышка унитаза. Вы, естественно идете в магазин за новой. Для верности выбираете магазин побольше, чтобы ассортимент был пошире. Приходите туда и обнаруживаете, что этих крышек штук 20 разных. Причем отличаются они не только цветами и материалами, но и размерами и креплениями. Приходится идти домой и снимать точные размеры или брать сломанную крышку в качестве образца. Но даже по образцу подобрать точно такую же, как была не выходит. Продавец вам объясняет, что модель вашего унитаза из устаревшей коллекции, которую уже не производят. Ничего не остается, как подбирать наиболее близкую по размерам крышку. Но у той крышки, которая более менее подходит по размерам – не подходит крепление, ведь даже расположение дырок под крепление у каждого унитаза уникальное. Нужно либо покупать отдельно крепление, либо продолжать поиски подходящей крышки в других магазинах. Ну, или покупать новый унитаз. В итоге получается, что целый магазин забит различными унитазами и крышками к ним, но купить то, что вам нужно ничуть не проще, чем при позднесоветском дефиците.

И так во всем. Огромные гипермаркеты забиты шмотками, но чтобы найти что-то достойное нужно перерыть горы барахла и обойти десятки магазинов. А если что-то удалось найти, то лучше брать сразу два экземпляра, иначе коллекция сменится(или фирма обанкротится), и поиски придется повторять заново. Многие вещи вообще могут перестать производить или они выродятся во что-то совершенно иное. Рамный внедорожник после рестайлинга может превратиться в паркетник с дорожным просветом как у Жигулей, а вместо полноценной 3-х полосной акустики начнут производить тоненькие башенки, для которых нужен отдельный сабвуфер. Рыночники будут утверждать, что это невидимая рука рынка в процессе конкуренции решает, как изменяется ассортимент и потребительские качества тех или иных товаров. Спрос определяет предложение. Иными словами если у вас в сосисках нет мяса – то это вот такой спрос значит был. На сосиски без мяса. Если молоко превратилось в молочный напиток, то тоже спрос виноват. Сами же сформировали. А что уж говорить про одежду. Мужчины, безусловно, сами захотели ходить в облегающих джинсах с отвисшей задницей, а женщины в какой-то смеси штанов-шароваров с юбкой. Доформировались так сказать.

Но так рассуждают только очень наивные рыночники. Умные рыночники прекрасно знают, что в реальности ситуация ровно обратная: предложение давно и успешно формирует спрос. С помощью рекламы, моды, СМИ и разнообразных манипулятивных технологий людям навязывается постоянное потребление ненужных или избыточных для них вещей. Сами потребители уже давно ничего не определяют. Всяческие модельеры, продюсеры, маркетологи, рекламщики и пиарщики уже решили за потребителей, что им носить, что есть, что смотреть и за кого голосовать. Для самих же потребителей создается иллюзия выбора, в рамках которой они могут выбирать из сформированного не ими ассортимента. Причем этот ассортимент формируется не для того, что бы у кого-то там что-то удовлетворить, а с единственной целью – извлечь прибыль.
http://4531.livejournal.com/6092.html

(и в политике это точно так же действует, добавим мы — огромный ассортимент от Зюганова до Поткина, от Басаева до Бондарика, от Путина до Удальцова — и все не то)

==========================

Эффективная неэффективность капитализма

Любой либерал прекрасно знает, что рыночная экономика гораздо эффективнее плановой. При свободном рынке эффективные независимые производители конкурируют между собой за покупателя, из-за чего снижаются цены на товары и растет их ассортимент.

Правда для того, чтобы рынок оставался свободным, нужно на налоги содержать антимонопольный комитет, а чтобы эффективные производители не уклонялись от налогов – налоговую инспекцию и налоговую полицию. Еще, иногда, в рамках конкуренции игроки рынка подают друг на друга в суды и защищают всякие патенты, для чего, собственно, потребуются арбитражные суды и патентные ведомства. Естественно, для того, чтобы эффективно «оптимизировать» налоги и эффективно разбираться в судебных делах, компаниям понадобятся эффективные юристы и не менее эффективные бухгалтера. На случай, если эффективные производители в рамках честной конкуренции будут использовать в своих продуктах слишком много шлака, придется содержать различные потребнадзоры.

Само собой, чтобы компании более эффективно конкурировали друг с другом за клиентов, нужна реклама. Поэтому куча народу трудоспособного возраста эффективно раздает листочки у метро, развешивает рекламные плакаты и растяжки, разносит по почтовым ящикам макулатуру, снимает эффективные рекламные ролики и размещает их в СМИ. Но ведь кроме рекламы нужны еще и маркетологи, которые эффективно выяснят потребности покупателей и объяснят им, что они должны хотеть на самом деле.

Ну и без эффективной банковской системы тоже обойтись нельзя – это же кровь рыночной экономики! Точно так же нельзя обойтись без фондового рынка с эффективными брокерами, управляющими компаниями, инвестиционными фондами и рейтинговыми агентствами. Понятное дело, что для всех этих эффективных учреждений опять же нужны свои регуляторы и надзорные органы.

Разумеется, что все на рынке эффективными быть не могут, поэтому те компании, которые неэффективные – они разоряются, а сотрудники этих компаний теряют работу и идут на эффективную биржу труда, где эффективно конкурируют между собой за рабочие места. Однако неэффективными могут оказаться не только отдельные компании, но и сами наемные работники. При этом, совершенно ясно, что всякие ништяки должны иметь возможность приобретать только эффективные граждане, а для защиты ништяков от неэффективных следует в каждый супермаркет посадить по мужику трудоспособного возраста в виде охранника, понавесить камер и установить системы контроля. Сами же эффективные должны жить за высокими заборами коттеджных поселков или в элитных жилых комплексах под охраной эффективных ЧОПов.

Очивидно, именно такое устройство экономики является наиболее рациональным и эффективным.
http://4531.livejournal.com/20065.html#comments

====
Отлично.
Сделать бы расчёт, сколько в единице товара(продукта, услуги) всего это содержится.
====
думаю, это очень сложная задача, т.к. слишком много факторов.
для примерной оценки можно взять США, где чуть ли не 80% ВВП — это сфера услуг.

Источник статьи

Реклама
 

Метки: ,

Обсуждение закрыто.