RSS

Труд, воля и долг: «Суровый стиль» в советской живописи

24 Апр

Пренебрежительное отношение к советскому искусству – признак хорошего тона для современной российской интеллигенции. «Совок», «тоталитарное искусство», «идеологическая заказуха» — штампов для советской культуры заготовлено не мало. Хотя к реальности они, конечно, имеют слабое отношение.
Такой подход является скорее признаком ограниченности и нежелания выйти за установленные либеральными догмами рамки. Искусство в Советской России отнюдь не ограничивалось воспеваниями успехов партии. Оно развивалось, с одной стороны, отдавая дань великой культурной традиции, а с другой, следуя актуальным современным тенденциям.
Да, у него были принципиальные отличия от западного или современного российского искусства. Но эти различия совсем не походи на недостатки. Во-первых, советское искусство старалось не отрываться от масс, быть им понятным и полезным. А, во-вторых, не отказывалось оно и от важной общественной роли, стараясь помочь в преобразовании окружающего мира.
Яркий пример – «Суровый стиль» советской живописи. Это течение возникло в конце 1950-х — начале 60-х годов. Его вдохновителями стали другие прогрессивные направления в искусстве: революционная советская живопись 20-х годов, итальянский неореализм в живописи и кино, а также мексиканский монументализм.
Ключевые фигуры стиля: Николай Андронов, Гелий Коржев, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов, Александр и Петр Смолины и другие художники.
Сюжеты работ «Сурового стиля», как правило, брались из трудовой жизни простых людей. «Здесь преобладали строители, геологи и нефтяники – герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек. Чаще всего в основе подобного сюжета лежит именно героическое противостояние человека и дикой природы», — пишет критик Алексей Бобриков.
Ему же принадлежит интересное определение «Сурового стиля» – это «этика долга, ответственности и внутреннего принуждения». Картины художников демонстрируют особый тип советского героя – взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной убежденностью и развитой внутренней мотивацией, действующего в рамках общего преобразовательного проекта. Главная тема «Сурового стиля» – это труд, который понимается как призвание, как светское подвижничество и аскеза.
При всем при этом художественное течение следовало логике культурной революции и провозглашало борьбу с пошлостью, мещанством и вещизмом в советской культуре и обществе того времени. Именно эта искренность и «правда жизни», свежий, но в то же время реалистический, подход к изобразительному искусству привлекают внимание к «Суровому стилю» и сегодня. Предлагаем познакомиться с некоторыми картинами этого направления, а также обещаем в будущем рассказать о некоторых художниках «Сурового стиля» подробнее.


Таир Салахов «С вахты», 1957 год

Таир Салахов «Тебе, Человечество», 1961 год

Гелий Коржев «Поднимающий знамя», 1957 год

Виктор Попков «Строители Братска», 1960-61 годы

Братья Смолины «Полярники»

Источник статьи

 

Метки: ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s