RSS

Жалоба в МОТ от профсоюза «Жанарту» по поводу принятия антирабочего закона «О профсоюзах»

17 Июн

В Международную Организацию
Труда. Женева.
От Республиканского профсоюза
«Жанарту» Казахстан, образованного
30 ноября 2009 года

Жалоба

Новый «Закон о профсоюзах», принимаемый в Казахстане подготовлен по поручению Президента Республики Казахстан и разработанный Министерством труда и социальной защиты, практически лишает трудящихся права создавать свои самостоятельные объединения. На данный момент законопроект находится в парламенте Республики Казахстан и принят в первом чтении. В ближайшее время данный законопроект будет рассматриваться во втором чтении, и отправлен в Сенат Республики Казахстан. Согласно требованию предъявляемого новым законодательством, профсоюзы должны создаваться по территориальному и исключительно отраслевому признаку. Вновь созданное объединение трудящихся получит временную регистрацию, но в течении шести месяцев необходимо обозначить принадлежность к отраслевой структуре и соответственно Республиканской. В противном случае регистрация будет отменена. Такими возможностями в Казахстане при поддержке государства обладает только ФПРК. Существующие независимые профсоюзы так же должны будут войти в общую централизованную систему. Таким образом данный закон ограничивает право на независимую деятельность профсоюзов и создает предпосылки для централизации и управляемости со стороны подконтрольной государственным структурам ФПРК. Вновь созданные и существующие профсоюзы со своими целями и задачами будут лишены возможности работать самостоятельно и отстаивать интересы работников. Мало того они будут лишены государственной регистрации в случае невыполнения требованиям данного закона, а именно предоставление документов в Министерство Юстиции в течении шести месяцев со дня образования, о том что существующее рабочее объединение состоит в отраслевой структуре профсоюза и соответственно в Республиканской. Что находит отражение в п.2ст10, п.1ст 12, п.2 ст13,п.1и2ст14, п.1ст15. принимаемого закона. Кроме того следует отметить, что Конституцией Республики Казахстан запрещается создание профессиональных союзов в Вооруженных силах, правоохранительных органах и судейском корпусе. В ст. 3 проекта Закона «О профсоюзах РК» не вошел абзац 1 ст. 3 действующего закона об особенности применения данного закона в Вооруженных силах, других войсках, органах внутренних дел, национальной безопасности, которые определяются соответствующими законодательствами.

Однако Конвенция МОТ №87 ст.9: «Национальное законодательство определяет в какой мере гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции». Смысл нормы в том, что страна, подписавшая Конвенцию не может запрещать создание общественных объединений в этих структурах для защиты их прав или, учитывая особый характер, предусмотреть какие-то особенности применения законодательства, например, вопросы коллективного договора, представительства в суде.

Как в действующем Законе « О профсоюзах», так и в проекте (ст. 1 п.п.6) «Профессиональные союзы…создаваемые гражданами…». Как видно, не работниками. В таком случае, относится ли это также к работодателям, ведь они тоже граждане и у них тоже имеются права и интересы?

Работники и работодатели взаимодействуют в сфере трудовых отношений. Между ними имеется единство и противоположность интересов. Единство интересов – заинтересованность сторон в эффективной работе предприятия, а противоположные интересы начинают проявляться при «дележе» результатов производственной (экономической) деятельности предприятия.

Можно предположить о намерении таким образом затушевать классовый оттенок природы профсоюзов, как представителей наемных работников.На практике, особенно в профсоюзах бюджетных организаций,наблюдается, как правило, членство руководителей образовательных, лечебных и других учреждений.

В проекте Закона « О профсоюзах» вводится ст. 12, где п.5: «Республиканское объединение профсоюзов вправе утверждать типовой устав профсоюзов для своих членских организаций».

Возникает вопрос: не повлияет ли это на самостоятельность профсоюзов?

Противоречит Конвенции N 87 МОТ Статья 3, пункт 1 «Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий.»

В проекте ЗРК вводится новая ст. 9 об Уставе профсоюза, где п.1, п.п.3 предусматривается «членство в отраслевом профсоюзе, республиканском объединении профсоюзов в качестве членской организации». То есть предполагается обязательное членство , что противоречит Конвенции N 87 Международной организации труда «О свободе объединения и защите права на организацию».

В соответствии со ст.5: «Профсоюзы имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные профсоюзы».

В проекте ЗРК ст.17 о правах профсоюзов п.1, 6) «участвовать в разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан и законодательством о медиации республики Казахстан». Возникнет вопрос: насколько может затянуться разрешение трудового спора, особенно коллективного?

При этом надо иметь ввиду, что после известных событий на западе Казахстана, в ст.299 Трудового кодекса было сокращено начало забастовки с 15 до 5 рабочих дней с момента ее объявления.

Также в ст.17 о правах профсоюзов не вошли из ст.10 действующего ЗРК осуществление общественного контроля за соблюдением «…жилищного и пенсионного законодательства; …принимать участие в пересмотре натурально-вещественной структуры и состава минимального потребительского бюджета и его отдельных потребительских корзин, в пересмотре оплаты труда, пенсий и пособий в зависимости от роста цен». Тем самым, значительно суживаются права профсоюзов, особенно в таком важном вопросе как пересмотр минимального потребительского бюджета, который в свою очередь влияет на размеры минимального прожиточного минимума и минимальной заработной платы. Также важным является пересмотр размера зарплаты, пенсий и пособий от роста цен.

Статья 19 п.1 Проекта ЗРК о защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюза путем : «оказания правовой и консультативной помощи, в том числе при заключении трудового договора с работодателем». При данной редакции работник, если он еще не член профсоюза, должен вступить в профсоюз уже до заключения трудового договора.

В проект ЗРК ст.22 п.3 о проведении собраний, забастовок и других акций исключено: из действующего ЗРК «используя их как средство борьбы за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение безработицы, консолидации трудящихся в борьбе за свои трудовые права и социально-экономические интересы, защиты от произвола работодателей, воздействия на государственные органы с целью проведения той социально-экономической политики, которая отвечала бы нуждам членов профсоюза».Исключено важное понятие о том, что проведение различных акций является для профсоюзов именно инструментом борьбы.

Ст.26, абзац 4 проекта ЗРК о профсоюзах. Об отчислении работодателем денежных средств локальному профсоюзу, первичной ячейке на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, если предусмотрено коллективным договором. Это положение новое, что может способствовать экономии профсоюзных средств. С другой стороны, у работников закрепляется мнение, что профсоюзная организация и создается для того, чтобы проводить всякого рода праздники, а активность профсоюзной организации оценивается по количеству этих мероприятий. Такое мнение вполне удовлетворяет работодателей.

В проекте Закона «О профсоюзах» ст.3 Особенности применения настоящего Закона для отдельных категорий лиц «… настоящее положение применяется… также к иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим и работающим в Республике Казахстан, с ограничением права на создание профсоюза и финансирование его деятельности». В действующем законе этого нет.

Проект ЗРК Ст.27 о гарантиях лицам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным о основной работы.

В ст.ст.1 и 2 новым является положение о том, что руководитель профсоюзного органа (не освобожденный от основной работы) не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию или увольнению без мотивированного мнения вышестоящего профоргана.

Не вошло из действующего ЗРК (ст.19) следующее положение «Увольнение по инициативе администрации работников, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий, кроме случаев ликвидации предприятия…». Исключение этого положения существенно уменьшает уровень гарантий бывшим активным членам профорганов.

В проекте ЗРК введена новая ст. 20 об участии профсоюзов в социальном партнерстве на различных его уровнях. Содержание этой статьи соответствует положениям Трудового кодекса РК.

Однако, п.2 «Принимаемые профсоюзами решения, положения коллективных договоров должны соответствовать принимаемым органами социального партнерства решениям и положениям Генерального, отраслевого и регионального соглашений».

В таком случае, положения коллективных договоров, заключаемых без профсоюзов могут и не соответствовать решениям органов социального партнерства.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что данный «Закон о профсоюзах» РК противоречит Конституции Республики Казахстан (п.1 статьи 1) провозглашающей Республику демократическим, светским, правовым и социальным государством, обязанностью которого является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе принципов: верховенства права и правовой демократии; приоритетности международных договоров перед ее законами (статья 4); закрепления основных прав человека, в том числе право каждого на свободу объединений (п.1 статьи 23).

Конституция защищает не только свободу создания профсоюзов, но и свободу их деятельности.

Конвенциям Международной организации труда (МОТ) 87, 98 ,и 135. И не соответствует международным стандартам в области прав человека и свободы объединения в сфере труда : Всеобщей Декларации прав человека, предоставляющей каждому человеку право на создание профессиональных союзов и на вхождение в них для защиты своих интересов (п.4 статьи23); Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, в котором провозглашено Право каждого человека создавать, для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов, профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. При этом пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям. (п.1 статьи 8) Конвенции №87 МОТ «О свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы», которая обязывает каждого члена МОТ проводить в жизнь следующие положения:

— Работники и работодатели без какого бы то ни было различия имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих последних»; Государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению

— Организации работников и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке»

— Организации работников и работодателей имеют право создавать Федерации и Конфедерации, а также присоединяться к ним . Профсоюзы, являясь одним из институтов гражданского общества, посредством сотрудничества с работодателями и различными органами государственной власти, обеспечивают участие работников в регулировании вопросов трудовых отношений, способствуют их стабилизации. Законопроект устанавливает нормы деятельности профсоюзов, позволяющие вмешательство в их внутренние дела и не соответствующие нормам международного права:

— конкретизацию видов профсоюзных организаций с определением статусов каждого: ячейки, локальные, республиканские, отраслевые профсоюзы, территориальные объединения профсоюзов.

— требования к Уставу профсоюза, предусматривающие обязательность членства в отраслевых профсоюзах, республиканских территориальных объедениях профсоюзов.

— отмену государственной регистрации в случае не соблюдения установленных требований, что не позволит создать профсоюз, и противоречит международным нормам. Законопроектом установлен производственно-отраслевой принцип создания профсоюзов: «Профсоюзы создаются по производственно-отраслевому принципу» (статьи 1, 5 законопроекта). Более того, данная редакция ограничивает право работников на создание профсоюзов на предприятиях и в организациях в сфере малого и среднего бизнеса, где вообще нет понятия «отраслевого принципа», но имеется устойчивая тенденция роста субъектов малого и среднего бизнеса. Одновременно, вышеуказанный принцип законопроекта противоречит статье 2 Конвенции МОТ №87, п.4 статьи 23 Всеобщей Декларации прав человека, статье 8 Международного пакта. Пункт 3 статьи 9 Законопроекта устанавливает обязательность членства каждого профсоюза в отраслевом профсоюзе, республиканском объединении профсоюзов в качестве членской организации, что противоречит нормам статей 2,3,4,5 основополагающей Конвенции МОТ №87 в части ограничения организациям работников самостоятельно принимать решения по членству, в том числе создавать Федерации, Конфедерации, а также присоединяться к ним. Данная редакция статьи законопроекта дискриминационна в отношении прав граждан и их объединений, изъявивших желание состоять в тех профсоюзах, которые соответствуют их требованиям. Разработка Уставов и определение членства в других объединениях (ассоциациях) профсоюзов является суверенным правом самой организации работников (ст. 3 Конвенции МОТ №87). Однако, законопроектом устанавливается обязательность указания в Уставе профсоюза на членство в отраслевом профсоюзе, республиканском объединении профсоюзов. Не соблюдение этого требования влечет отмену государственной регистрации профсоюзов. Вне заранее определенной структуры нельзя создать профсоюз, притом, что право на создание и вступление в профсоюз установлено Конвенцией №87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» .Статьями 12,13,14,15, 16 Законопроекта устанавливается конкретный статус профсоюзных организаций и критерии членства.

В законопроекте проигнорированы замечания по определению типов профсоюзов и структуре профсоюзного движения, изложенных в «Меморандуме о технических замечаниях по проекту закона о профсоюзах Республики Казахстан», подготовленном МОТ (июнь 2013 года), по просьбе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

В Меморандуме однозначно указано на создание монопольных структур профсоюзного движения в Республике:

Пункт 12.1: «…Вне заранее определенной структуры нельзя создать самостоятельный новый профсоюз на уровне предприятия, притом, что право на создание и вступление в профсоюзы предполагает свободное определение структуры профсоюзов»;

Пункт 12.2: « …вводит профсоюзную монополию на отраслевом уровне, так как требует, чтобы такой профсоюз был создан не менее, чем половиной от общей численности работников или организаций, или чтобы он имел структурные подразделения в более, чем половине регионов, городов республиканского значения, а также в столице страны, что может привести к еще большей профсоюзной монополии на уровне предприятий»;

Пункт 12.3: «МОТ напоминает, что создание профсоюзной монополии, в результате действия правовых норм противоречит положениям статьи 2 Конвенции №87, в которой закреплено право работников, создавать и вступать в организации по своему выбору».

Республика Казахстан добровольно присоединилась к Международным пактам и взяла на себя обязательства по соблюдению Международного права и Международных Пактов и Конвенций.Принятием Нового Закона «О профессиональных союзах», Казахстан фактически сознательно нарушает Международное право и взятые на себя обязательства.

Профсоюз «Жанарту» обеспокоен действиями Правительства Казахстана по отношению к профсоюзным организациям, которые направлены на фактическую ликвидацию возможности отстаивать права в сфере трудовых отношений и переход данных вопросов полностью под контроль государства. Профсоюз «Жанарту» обращается в Международную Организацию Труда с просьбой принять меры по недопущению ущемления прав работников регламентированными международными соглашениями и обеспечить постоянный контроль за соблюдением вышеуказанных норм. Мы уверенны, что Международная Организация Труда предпримет все необходимые меры по соблюдению положений предусмотренных Конвенцией МОТ и международных документов подписанных и ратифицированных Республикой Казахстан.

Председатель ЦК республиканского рабочего профсоюза «Жанарту»
Андрей Пригорь
10 мая 2014 года

http://socialismkz.info/?p=12234

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s