RSS

Петр Золотарев. Все в одной лодке?

30 Сен

«…Чтобы мы продолжали действовать всем коллективом как одна семья, одна команда».

Бу Инге Андерссон, президент ОАО «АВТОВАЗ»

Эта статья для тех, кто не хочет оказаться обманутым. В ней приведены данные из официального ежеквартального отчёта ОАО «АВТОВАЗ» за 2 квартал 2014 года и других источников.

Президент ОАО «АВТОВАЗ» утверждает, что он работает на заводе не ради денег, а ради спортивного интереса. Давайте рассмотрим, во сколько обходится ВАЗу спортивный интерес г-на Андерссона. По итогам первого полугодия 2014 г. все члены правления ОАО, а их 12 человек (в том числе и Андерссон), несмотря на убыточность предприятия (убыток около 3 миллиардов), «зарабатывали» в среднем на каждого в месяц по 2 миллиона 220 тысяч 833 рубля. По итогам первого квартала их зарплата в месяц в среднем на одного члена правления составила по 1 миллиону 604 тысячи 278 рублей. То есть, к концу полугодия у них зарплата выросла, невзирая на убытки.

А что господа оставили трудовому коллективу? По тем же итогам работы ОАО за первое полугодие численность работников составила 62 563 чел., среднемесячный фонд оплаты труда составил 1 762 216 667 рублей (в том числе и «зарплата» членов правления). Получается, что среднемесячная зарплата работника за первое полугодие составляет 28 167 рублей. По некоторым данным среднемесячная зарплата работника составляет 26 410 руб., а численность коллектива — 58 000 чел., но мы будем придерживаться официальных данных. Если сравнить среднемесячную зарплату работника за первый квартал этого года (29 675 руб.), то очевидно, что зарплата у работников уменьшилась. Нам говорят, что это из-за отсутствия спроса на нашу продукцию и убыточности предприятия. А кто виноват в этом? Тот, у кого зарплата выросла!

В это же самое время растут потребительские цены. В РФ по статистике на август 2014 г. цены на товары и услуги увеличились на 5,46%. Это значит, что наша зарплата потеряла покупательную способность, т.е. уменьшилась по сравнению с ценами на товары и услуги. В коллективном договоре ОАО «АВТОВАЗ» (якобы, лучшем в мире!) установлен порядок увеличения (индексации) заработной платы работникам в зависимости от роста цен на товары и услуги по согласию работодателя и профсоюзного комитета АСМ («официальный» профсоюз «Автосельхмаш» — ред.). До сих пор этого согласия нет. Вернее, есть полное согласие сторон в том, чтобы не увеличивать (не индексировать) зарплату работникам.

Руководство ОАО при принятии Программы развития завода до 2020 г. взяло на себя обязательство восстановить покупательную способность зарплат работников из-за некомпенсированной в прошлом инфляции и обещало ежегодно увеличивать зарплату работникам на 1,5% независимо от уровня годовой инфляции. Где это повышение?

На полугодовой конференции трудового коллектива ОАО «АВТОВАЗ» 5 сентября Андерссон сообщил, что, поскольку численность рабочих сократилась на 8 600 человек, то сэкономленные средства они готовы распределить на оставшихся рабочих и с 1 октября каждому из них будет доплачиваться по 500 рублей ежемесячно. Какая неслыханная щедрость! Но если посчитать, то получается другая картина.

8 600 уволенных работников умножьте на среднюю зарплату 28 167 руб. Получим 242 236 200 руб. Делим на оставшихся 62 563 чел. = 3 872 руб. каждому из оставшихся работников, и это только сэкономленная зарплата. А сэкономленные налоги на сэкономленный фонд оплаты труда? А сэкономленные расходы на содержание рабочего места (оборудование, инструменты, спецодежда, льготные выплаты на проезд и питание и т. п.)?

При этом в первом полугодии 2014 г. произошёл рост производительности труда. Он составил 1 млн. 460 тыс. рублей на одного работника. В среднем каждый работник произвёл больше 3-х автомобилей за полгода. В планах руководства ОАО в 2015 году произвести 770 тыс. автомобилей оставшейся численностью, а какая она будет на начало 2015 г., мы не знаем. Пока верстался этот текст, от работодателя в адрес профкома «Единство» поступило очередное уведомление о сокращении РСиС (руководителей, специалистов и служащих – ред.) в количестве 700 чел. Для сравнения: когда-то на ВАЗе работало 120 тыс. работников, и в год мы производили 750 тыс. авто. Предположим, что к началу 2015 года на ВАЗе (как и рекомендовало правительство РФ) останется 55 тыс. работников, и этой численностью мы будем производить 770 тыс. авто в год. Следовательно, производительность труда значительно увеличится: на каждого работника получится по 14 авто. К этому стремятся наши руководители, вопрос в том, какой ценой нам обойдутся их цели. Что работнику от этой увеличенной производительности его труда? И посредством чего увеличивается производительность труда работника? Из-за введения передовой техники или технологии? Или за счёт увеличения физической и интеллектуальной нагрузки на работника? Это вы знаете сами!

Уже сейчас работники физически не могут выполнить производственное задание. Всё чаще организуется работа в три смены, а работа в третью смену – далеко не сахар. За это господин Андерссон обещает бесплатный обед. Сколько это стоит? Сейчас комплексный обед стоит 100 руб., из них работодатель компенсирует работнику 66% = 66 руб., работник платит 34 руб. Президент ОАО «АВТОВАЗ» обещает бесплатный обед только в ночную смену для тех, кто работает по трехсменному графику. Сумма этих бесплатных обедов включается в доход работника, и будет облагаться подоходным налогом. Сопоставимы ли потери здоровья с подобной компенсацией?

Вот такая семья, команда на ВАЗе. Кто-то из общего котла большой ложкой черпает, а кому-то и чайной не дают зачерпнуть, да ещё норовят большой ложкой по лбу треснуть тому, кто нарушает существующий «порядок», а некоторых (8600 чел.) вообще из-за стола выгнали. Кто следующий на вылет?

Петр Золотарев

mpra.novoprof.org 29.09.14

Источник статьи

Реклама
 

Метки:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s