RSS

Страны ближнего зарубежья занялись правкой законов о труде

26 Авг

В последнее время ряд государств постсоветского пространства активно реформируют свое трудовое законодательство. Они приняли или собираются принять новые трудовые кодексы либо масштабные проекты поправок к законам о труде. Предлагаем вашему вниманию обзор законодательных новшеств в странах ближнего зарубежья за последние полтора года.
КАЗАХСТАН: ДОРАБОТКА НА ФИНИШЕ

В прошлом году правительство Казахстана разработало проект нового Трудового кодекса и весной этого года представило его вниманию общественности. Целью нового ТК заявлена либерализация трудовых отношений. Проект планируется рассмотреть в парламенте уже осенью. Федерация профсоюзов Республики Казахстан (ФПРК) напомнила власти об обязательности согласования законопроектов, касающихся трудовых отношений, с крупнейшим профцентром страны, и в начале июля проект получила. По мнению ФПРК, принятие проекта ухудшит положение трудящихся и усилит их зависимость от работодателей. С начала года в регионах проходят акции протеста против принятия нового ТК, на митинги выходят работники базовых отраслей промышленности. Промежуточный результат протестов – при правительстве образована рабочая группа, которая собирает предложения заинтересованных сторон. 7 августа делегация ФПРК встретилась с руководством Минздравсоцразвития республики и потребовала учесть профсоюзные предложения и поправки при доработке проекта…

Основные новшества проекта. Работодатель получит неограниченное право на заключение и продление срочных контрактов с работником. Он сможет уволить работника, в том числе практиканта или молодого специалиста, до окончания испытательного срока, что сейчас не допускается. Расширен перечень оснований для расторжения контракта по инициативе работодателя: он сможет разорвать контракт и по экономическим причинам – при «ухудшении экономического состояния организации, повлекшем снижение объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг». Работодатель получит возможность сам, без госучастия, определять не только оплату труда, но и его нормирование и протяженность рабочего дня; на данный момент частник должен исходить из установленной в ТК 40-часовой рабочей недели. Упрощается процедура привлечения к сверхурочным работам, увеличивается их общая допустимая продолжительность, а размер оплаты переработок, в том числе в ночь, в праздники и выходные, уменьшается почти в полтора раза. В той же пропорции уменьшится и выходное пособие при увольнении. Отменяется обязательная сокращенная рабочая неделя для инвалидов, для них урезается дополнительный отпуск с 15 до 6 дней. Пенсионный возраст женщин планируется повысить на три года — до 63 лет. Проект предполагает ограничить действующие профсоюзные права. Работодателям разрешат беспрепятственно увольнять трудовых пенсионеров уже через месяц после достижения пенсионного возраста и без согласования с профсоюзом, тогда как сейчас учет мнения профсоюза обязателен. Прекратится индексация зарплат через заключение соглашений и колдоговоров — решать, индексировать ли зарплату или нет, будет исключительно работодатель.
КИРГИЗИЯ: ПРОТЕСТЫ ПРОФСОЮЗОВ

В начале лета правительство Киргизии вынесло на общественное обсуждение масштабный пакет поправок к трудовому законодательству, который в профсоюзах уже успели окрестить «рабским кодексом». Заявленная идея проекта: снять преграды развитию частного сектора, стимулировать конкуренцию на рынке труда и сбалансировать права работодателей и работников. Профсоюзы страны выступают против принятия проекта. Еще весной, когда планы властей стали известны, по стране прошла череда протестов на крупных предприятиях. На возражения Федерации профсоюзов Киргизии (ФПК) правительство не реагировало. В середине июля, после переговоров руководства ФПК с министром экономики, было решено создать рабочую группу по доработке проекта с участием представителей профсоюзов.

Основные новшества проекта. В ТК вводится отдельная глава «Особенности регулирования труда лиц, работающих у субъектов предпринимательской деятельности». Наемным работникам перестанут гарантировать оплату сверхурочных – за переработку, работу в ночное время, в выходные и праздники. Выплатить компенсацию за труд в нерабочие дни работодатель сможет по соглашению сторон – в отличие от обязанности полностью оплачивать сверхурочные, зафиксированной в действующем ТК. Выходное пособие работнику, уволенному по инициативе работодателя, будет снижено с двух среднемесячных заработков до одного должностного оклада. Для того чтобы стимулировать привлечение сезонников, со всеми сотрудниками частных фирм вне зависимости от характера работы можно будет заключать срочный контракт — на срок от месяца до полугода. После того как срок контракта истечет, работник может быть уволен без предупреждения и без выплаты каких-либо пособий. Планируется отменить норму, устанавливающую неограниченный срок давности на взыскание невыплаченной зарплаты: будет так – год прошел, и частник чист. Из ТК изымут пункт, по которому увольнение сотрудника, работающего у частника, должно согласовываться с профсоюзом.
УКРАИНА: РАЗНОГЛАСИЯ

Новое правительство Украины в конце прошлого года разработало проект Трудового кодекса — взамен советского КЗоТа УССР, приспособленного к реальности массой поправок. И стало активно продавливать проект через парламент. В середине июля премьер-министр Арсений Яценюк с нажимом объявил парламентариям, что закон должен быть принят до конца года. Крупнейшее профобъединение страны — Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) — готово с оговорками поддержать проект, но при условии, что профсоюзные замечания и предложения будут учтены в итоговом варианте. По мнению ФПУ, плюсов в проекте больше, чем минусов, а в действующем КЗоТе не отражены многие актуальные вопросы. Но все призывы профсоюзов исполнительной властью игнорируются. Поэтому в начале лета ФПУ объявила о готовности к коллективным действиям. Рассмотрение ТК в Раде намечено на конец сентября.

Основные новшества проекта. Заключение трудового договора будет не по желанию работника, как сейчас, а обязательным и в письменной форме. При этом проект ТК расширяет возможности работодателя самому устанавливать содержание контракта с наемным работником: условия труда, испытательный срок, профподготовка и т.д. Будет запрещено отказывать в приеме на работу по дискриминирующим основаниям или без объяснения причин. Запрещается принудительный труд, в том числе как наказание за нарушение трудовой дисциплины, за участие в забастовке, за политические высказывания. Вводится ряд новых причин для увольнения по инициативе работодателя: экономические основания, преобразование и перепрофилирование предприятия, недостаточная квалификация (подтверждается результатами аттестации), участие в незаконной забастовке, а также разглашение коммерческой и служебной тайны — перечня и контактов деловых партнеров, размеров зарплат сотрудников и руководства. Запрещается увольнять без согласования с профсоюзом лиц, достигших пенсионного возраста, кроме госслужащих. Рабочая неделя не может быть более 40 часов, для «вредников» — 36 часов. При этом работодатель получит право вводить ненормированный рабочий день, а также дежурства, оплачиваемые как сверхурочные работы: не более 4 часов и не чаще раза в неделю. Без ограничений по времени к сверхурочной работе можно будет привлекать, в том числе в ночное время, в выходные и праздники, только с письменного согласия работника и с уведомлением профсоюза (сейчас требуется согласие профсоюза). При отсутствии действующего колдоговора, заключенного с первичной профорганизацией, работодатель получит право самостоятельно, без согласования с профсоюзом, утверждать локальные нормативные акты в сфере труда. Облегчается увольнение временных работников, нанятых по срочному контракту. В частности, с двух недель до трех дней сокращен срок предупреждения об увольнении по собственному желанию работника, с которым заключен трудовой договор сроком от 2 до 6 месяцев. Работодатель получит право контролировать ход работы с помощью техсредств, кроме случаев, когда это унижает достоинство и гражданские права работника (установка видеокамер в душевых и уборных).
МОЛДАВИЯ: ЧЕРЕЗ ГОД

Масштабный пакет поправок к Трудовому кодексу готовится и в Молдавии. Целями заявлены обеспечение развития бизнес-среды и инвестиционного климата — как приоритет, а также сбалансирование законных прав и интересов обеих сторон трудовых отношений. Рассмотрение и принятие проекта запланировано на будущий год. Крупнейший профцентр страны — Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы (НКПМ) – не был приглашен к обсуждению проекта на стадии разработки. Весной НКПМ направила правительству письмо, в котором выразила протест против того, что позиция профсоюзов была проигнорирована вразрез с принципами социального партнерства. Теперь правительство утвердит и обнародует готовый проект, а после общественного обсуждения внесет его в парламент. Профсоюзы заявили о намерении внимательно отслеживать ситуацию и о готовности к коллективным действиям.

Основные новшества проекта. Предлагается либерализовать процедуру отправки работника в принудительный отпуск и дать здесь большую свободу рук работодателю. Например, он сможет беспрепятственно отправить работника в неоплачиваемый отпуск не до 60 дней, как сейчас, а до 120 дней. Упрощается процедура расторжения контракта с письменного согласия сторон и по инициативе работодателя. Ужесточается наказание за прогул и упрощается увольнение за этот проступок. Снимается запрет на увольнение по экономическим причинам, а соответствующая процедура становится легче. Работодатель получит право отказать в принятии на работу без всяких оснований и, более того, сделать это устно. Он не будет обязан ежегодно утверждать численность персонала, а сможет варьировать ее как потребуется. Работодатель сможет произвольно устанавливать испытательный срок для незащищенных категорий лиц: переведенные на другую должность внутри фирмы, молодые специалисты, несовершеннолетние, инвалиды, беременные женщины. Из законодательства предполагается изъять нормы, которые запрещают работодателю отзывать работника из отпуска без его, работника, согласия. А с профсоюзами можно будет не согласовывать важнейшие внутриорганизационные решения, напрямую затрагивающие работников: изменение штатной численности, перевод в филиал с понижением заработка, массовые увольнения. Рекомендации и мнение профактива будут просто приниматься к сведению.
АРМЕНИЯ: СОГЛАСИЕ И КОНТРОЛЬ

В Армении тоже обсуждают разработанный в правительстве пакет поправок к Трудовому кодексу, призванный осовременить ТК и либерализовать рынок труда. В середине июня проект вынесли на общественное обсуждение, а осенью собираются внести в парламент. Как заявляют руководители Конфедерации профсоюзов Армении, крупнейшего профцентра страны, КПА активно участвовала в разработке проекта, и часть предложений профсоюзов учли при доработке и написании окончательного варианта. По прогнозам наблюдателей, особых препятствий в парламенте закон не встретит, а проблемные нормы придется исправлять потом отдельными поправками.

Основные новшества проекта. Предполагается отменить трудовые книжки к концу 2016 года и заменить их единой электронной базой данных. Облегчается процедура увольнения по сокращению штата и по экономическим причинам для ряда категорий работников, прежде всего «срочников»; сейчас на это требуется согласие профсоюза. По достижении работником пенсионного возраста работодатель сможет разорвать даже бессрочный контракт, а мнение профорганизации лишь принять к сведению, без учета мнения профсоюза, если есть «соответствующие основания».
ЛИТВА: В ОБХОД СОЦПАРТНЕРОВ

В июне этого года правительство внезапно внесло в Сейм проект закона о «социальной модели» — это и есть итоговый вариант поправок к трудовому законодательству, о которых говорилось почти два года. Однако проект разрабатывался келейно. Как сообщил «Солидарности» секретарь по оргработе Лиги профсоюзов Литвы Евгений Сивайкин, законопроект подготовила группа экспертов по заказу правительства, а оно, несмотря на все договоренности, внесло его в парламент без обсуждения с профсоюзами. По словам Сивайкина, благодаря усилиям профсоюзов «удалось отложить решение вопроса об утверждении «социальной модели» до осенней сессии. Основным требованием профсоюзов остается возврат проекта в правительство и доработка в рамках Трехстороннего совета республики. Как сообщил Сивайкин, 10 сентября, в день начала парламентской сессии, крупнейшие литовские профсоюзы планируют массовый протестный митинг перед стенами Сейма.

Основные новшества проекта. Упрощенный порядок увольнения работников по инициативе работодателя, в том числе по экономическим причинам. Сокращение сроков предупреждения работника о предстоящем увольнении; нынешние гарантии будут действовать лишь для некоторых групп льготников, например инвалидов или воспитывающих несовершеннолетних детей. При увольнении по инициативе работодателя предупредить работника будут обязаны только за три дня до увольнения — вместо двух недель. Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон сокращается с максимальных шести зарплат (в зависимости от стажа) до двух, а для проработавших меньше года выходное пособие составит всего ползарплаты. Отпуск будет 20 рабочих дней, а не 28 календарных. Полномочие согласовывать нормативные локальные акты на предприятиях передается от профсоюзов трудовым советам; сейчас такое право у советов есть лишь в том случае, если на предприятии нет профсоюза. Причем трудовой совет будет формироваться в основном из представителей работодателя — в составе совета не могут находиться члены выборных органов профсоюза предприятия, а простых работников с профбилетом там должно быть не более трети. За профсоюзом остается право переговоров по колдоговору, но договор распространят только на членов профсоюза, его подписавшего.
БЕСПОКОЙНОСТЬ И… «СТАБИЛЬНОСТЬ»

В целом, по активности профсоюзов и готовности госчиновников с предпринимательским лобби постоянно менять трудовое законодательство все страны ближнего зарубежья можно условно разделить на две группы – постоянно реформируемые и стабильные.

В одной группе – государства, регулярно обновляющие трудовое законодательство. Именно эти страны пока еще строят систему трехсторонних взаимоотношений на основе социального партнерства и стремления к диалогу. А односторонние действия государства или предпринимательского лобби по либерализации трудового законодательства встречают там резкую и слаженную реакцию профсоюзов. В эту группу входят как страны Евразийского экономического пространства (Казахстан, Киргизия, Армения), так и стремящиеся к особому партнерству с Евросоюзом Молдавия и Украина.

В другой группе – страны, в которых власть в последнее время практически не вносит поправок в законы о труде. Вероятно, довольствуясь тем, что трудовое законодательство вообще существует и хоть как-то работает. Это Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. К ним примыкает Азербайджан: там ТК, принятый еще в 2001 году, ориентирован не столько на защиту прав профсоюзов и интересов работников, сколько на привлечение инвесторов. В стране создан режим наибольшего благоприятствования для иностранного капитала, а такие «издержки», как заемный труд и преследования профактивистов, недоплаты, насаждение срочных контрактов и упрощенная процедура увольнения, – мелочи… Впрочем, есть примеры попроще. В Туркмении Трудовой кодекс появился только в 2009 году, а закон о профсоюзах приняли лишь в 2013-м. Видимо, ранее как-то обходились…

Отдельную группу государств составляют не входившие в СНГ – прибалтийские страны плюс Грузия, которая в 2006 году, при президенте Саакашвили, приняла один из самых ультралиберальных в мире трудовых кодексов. В 2013 году принят новый ТК Грузии, в меньшей степени дискриминирующий профсоюзы и работников. С тех пор, несмотря на требования профсоюзов, существенных поправок в него не вносилось.

Страны Балтии входят в Евросоюз и формально должны учитывать рекомендации евроструктур на хотя бы минимальное соответствие законодательства европейским социальным нормам. В Латвии и Эстонии за последние годы радикальных поправок к трудовому законодательству не принималось. А вот в Литве власти решили подвергнуть ТК кардинальному реформированию, даже не проконсультировавшись с профсоюзами.

Особый случай являет собой Белоруссия, в которой взаимоотношения работодателей, работников и профсоюзов сильно зарегулированы государством. А главное, в Белоруссии существует президентское «указное право» во всей его мощи. Так что свежий декрет главы государства (скажем, прошлогодние декреты о дискриминации тунеядцев или о запрете рабочим увольняться с предприятий в отраслях, которые объявят стратегическими) более обязателен для исполнения, чем какой-нибудь закон, принятый раньше, как тот же Трудовой кодекс. Указы президента вступают в силу сразу после подписания, а приспособление к ним норм ТК там происходит гораздо позже. Показательно, что против Белоруссии Евросоюз еще восемь лет назад ввел экономические санкции за нарушение базовых стандартов МОТ.
Вадим Барабанов

solidarnost.org 25.08.2015

Реклама
 

Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s