RSS

Как украсть метрополитен?

11 Апр

Строители московского метро подали в прокуратуру жалобу на невыплату зарплат. Сдача новых линий под угрозой

Проходчики – строители московского метрополитена – подали жалобу в прокуратуру. Им несколько месяцев не выплачивают зарплату. Куда делись деньги, выясняют лидеры профсоюзов.

Григорий Сивачев – профсоюзный лидер, основатель «МПРА», межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация»:

– Рабочие «ТСУ-15» – это субподрядчик «Ингеокома» (ЗАО «Ингеоком» – один из крупнейших строительно-инвестиционных холдингов России. – Прим.) – подают жалобу в прокуратуру на невыплату зарплаты. Ее не платят с ноября.

– «Ингеоком» – строитель метро?

– Да, «Ингеоком» взял подряд по строительству новых веток. Колоссальный объем. Работает несколько тысяч человек. Выполнить все они не могут, поэтому нанимают компании для субподрядных работ. В основном на сложных технических участках. В одной из таких подрядных компаний, «ТСУ-15» работали шахтеры, профессионалы, проходчики с опытом горных работ. Всего около 150 работников.

– И всем не платят?

– Все подтверждено документально: есть справки 2-НДФЛ, взятые у работодателя, где последним начислением была октябрьская зарплата.

– ?Вы пытались разобраться, на каком этапе теряются деньги?

– Подрядчик, «ТСУ-15» утверждает, что «Ингеоком» ничего им не перечислил. При этом на сайте мэрии висит сообщение, что мэрия выплатила «Ингеокому» зарплатные деньги в полном объеме.

– О каких суммах идет речь?

– В среднем порядка 60 тысяч рублей. Зависит от квалификации: сварщикам платят чуть больше.

– Давно существует ваш профсоюз?

– Больше 10 лет. Началось с «Форда»: рабочие завода «Форд» во Всеволожске тогда забастовкой добились заключения первого в России коллективного договора, отстаивающего интересы рабочих. Образовался профсоюз «МПРА». Сейчас в него вступает все больше организаций.

– Рабочие «ТСУ-15» сами к вам обратились?

– Летом 2015 года «МПРА» помогал работникам, строящим тоннель на «Петровско-Разумовской», выбить из «СМУ-5» задолженность: они и дали рабочим «Ингеокома» наши контакты. А мы уже вывели их на «Профсоюз трудящихся мигрантов». Теперь вместе оказываем им поддержку в борьбе.

–Рабочие продолжают сейчас ходить на работу?

– Из «ТСУ-15» большая часть людей уже уволилась. Теперь они снова работают в связке с «Ингеокомом», просто у других подрядчиков. Часть сотрудников «ТСУ-15» сидят без работы. Некоторых заставляют забирать трудовые книжки, т. е. не увольняют официально, а говорят «заберите документы, их негде держать. Мы вас вызовем. И потом все выплатим».

– Работы заморожены? Метро больше не строится?

– По всем объектам «ТСУ-15» работы прекращены. Где-то переданы другим субподрядчикам, где-то полная заморозка. Сроки строительства московского метро под угрозой.

– О каких сроках идет речь?

– Программа рассчитана до 2020 года. Там бешеное количество станций – только в этом году должны открыться двадцать или тридцать.
Ренат Каримов, председатель Профсоюза трудовых мигрантов

Метро в нашей стране строится методом народной стройки, говорит Ренат Каримов, председатель «Союза трудовых мигрантов»:

– Народные стройки – это в советское время: когда нужно построить Дом культуры: люди выходят в свободное от работы время, а государство дает им материалы. Тысячи людей сегодня работают бесплатно. То ли мэрия Москвы не заложила в проект заработную плату работников, то ли подрядчик неправильно ей распорядился.

– Что говорят рабочим в день выплат?

– «Ждите, деньги будут, работайте. Попозже, но будут. В следующую пятницу точно». И так пять месяцев.

– Люди легко обращаются в профсоюз? Идут в прокуратуру?

– Очень, очень тяжело! Все боятся.

– Чего?

– Боятся зря ходить, зря ноги истоптать. Боятся попасть на карандаш: ага, этот, который в прокуратуру ходил. Боятся, что монтировкой стукнут в подъезде. У работодателя огромный арсенал запугивания.

– Страшно звучит.

– Притом что внешне все очень хорошо выглядит. Рабочих подвозят на автобусах, они живут в общежитиях, в руках современные отбойные молотки, современный состав взрывчатки. Но только без заработной платы.

– Подавать заявление пришло лишь несколько человек.

– Десять.

– А остальные?

– Остальные не пришли.

– Как живут люди, которым не платят пять месяцев?

– Занимают деньги у родственников. Ходят пешком вместо того, что ездить на метро. Притом что все вокруг считают, что строитель московского метро – престижная работа. В прокуратуру решили обратиться только спустя пять месяцев. Наши люди на редкость терпеливы. Все боятся сами стать фигурантами уголовного производства. Потому что законы ужесточаются. И теперь уже и критиковать органы государственной власти нужно очень осторожно. Многие работают в другой организации, выполняющей те же самые функции, что были у «ТСУ-15». Через месяц поймем, платит ли она. Я председатель профсоюза трудовых мигрантов. Я много раз наблюдал, как в конфликтных ситуациях просто вызывался ОМОН, и людей выдворяли за пределы РФ, потому что они находились в Москве нелегально. Когда они устраивались на стройку, работодатель забрал у них паспорт и сказал: «Я вас зарегистрирую, сделаю патент, работайте». Они работали, а через три месяца выяснилось, что нет ни регистрации, нет патента. Если отсутствие патента обнаружит любой проверяющий, то исход один: суд, 5 тыс. руб. штрафа и запрет на въезд в РФ в течение 5 лет. Очень удобная схема.

– В каких условиях работают эти строители?

– 12-часовой рабочий день. Пятнадцать дней через пятнадцать. Работа под землей в тяжелых условиях с вредными веществами.

– Какими?

– Загазованность выработки. Недостаток кислорода. Вентиляция часто плохо работает. Даже если вентиляция в порядке, все равно любая работа под землей отнесена Минздравсоцразвитием к категории «работ с вредными условиями труда». А если вентиляции нет – это сверхвредные условия.

– Приходится ли работать, стоя в воде?

– Все время: там подземные реки. Есть глубина по колено, есть больше трех метров. Воду откачивают специальные насосы. Которые тоже иногда ломаются, иногда протекают. Все это труд подземного рабочего-метростроителя.

– Есть ли социальные гарантии, соцпакет? Работодатель как-то заботится о здоровье рабочих?

– Большинство из рабочих даже не знает слова «соцпакет». Соцпакет – это хорошая, удобная, комфортная и безопасная спецодежда, это горячее питание. Доставка которого тоже организована так, что его постоянно не успевают подвезти к нужной площадке. Человек пришел в столовую, отработав полсмены на площадке, куда ему наряд выдали, а поесть ему нечего – еда не приехала. Про медицинское обслуживание отдельный разговор. Есть один хлопчик, у которого грыжа: недавно получил на производстве. Ни скорой помощи, ни московской больницы работодатели не предложили – его просто отправили лечиться самостоятельно. Он уехал к родным. А когда вернулся, его уволили. Так работает соцпакет на строительстве третьего перехода «Деловой центр» – «Нижняя Масловка».

svoboda.org 10.04.2016

 

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s